Рабочая программа кружка по информатике "Программирование на языке Pascal" рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему. Кружок по программированию «Программирование

«Программирование. Решаем задачи повышенной сложности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программирование – это раздел информатики, задачей которого является процесс разработки программы на определенном языке программирования. Это и самый сложный раздел предмета. Известно также, что олимпиады по информатике проводится по разделу «Программирование». У некоторых учащихся в каждой параллели имеется потребность изучения программирования на более глубоком уровне. Организация кружка даёт возможность в системе дополнительного образования предоставить учащимся условия для обучения программированию с учетом их интересов, склонностей и способностей, способствует удовлетворению познавательных интересов, для учащихся старших классов выполняет задачу профессиональной ориентации. При этом существенно расширяются и возможности выстраивания каждым учеником, посещающим кружок, индивидуальной образовательной траектории.

Цели и задачи программы:

1. Формирование у учащихся структурного стиля мышления.

2. Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию.

3. Формирование навыков и опыта решения олимпиадных задач.

4. Возможность реализовать свои творческие способности.

5. Формирование интереса к профессиям, связанным с программированием

2 группы: учащиеся 6 – 8 классов – младшая группа,

35 уч. часов, (1 час/нед.) – младшая группа вторник 15-15 – 16-00 час.

35 уч. часов, (1 час/нед.) – старшая группа понедельник 16-10 – 16-55 час.

Тематическое планирование

Младшая группа:

Кол-во часов

Введение в программирование. Программа, как способ записи алгоритма

Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса. Операторы и команды

Константы. Переменные. Данные.

Оператор присваивания. Арифметические операции. Вывод результатов на экран

Формат результата. Оценка результата

Ввод данных. Порядок выполнения в программах

Практикум.Задачи линейного алгоритма

Условный оператор If-Then-Else

Оператор альтернативы

Логические выражения в условии

Практикум. Задачи разветвляющегося алгоритма

Циклы с пред - и пост-условием

Практикум. Задачи циклического алгоритма

Массивы. Понятие. Одномерный массив

Практикум. Решение задач по программированию

Зачетное занятие

Планируемый результат: выполнение итоговой практической работы (2-3 задачи повышенного уровня сложности). Отчет

Старшая группа:

Тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Организационное занятие. Техника безопасности

Введение в программирование. Алгоритмы

Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса

Языки компилируемые и интерпретируемые. Создание, компиляция, исполнение и отладка программ

Синтаксис и семантика. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках

Данные. Типы данных. Формат результата. Оценка результата

Константы. Переменные. Данные. Оператор присваивания. Ввод данных.

Арифметические операции Вывод результатов

Практикум. Использование среды Turbo Pascal и CodeBlocks

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else

Оператор альтернативы

Логические выражения и операции

Организация программ разветвляющейся структуры

Практикум. Задачи. Программирование алгоритмов с ветвлением

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла

Практическая работа: Общий оператор цикла

Массивы. Использование циклов в массивах

Правило вложенных операторов. Схемы Представление программ в виде схем

Практикум. Задачи. Программирование циклических алгоритмов

Строковые переменные. Операции со строками

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы

Понятие процедуры в программировании. Понятие функции в программировании

Передача параметров. Объявление подпрограмм. Вызов процедур и функций

Практикум. Решение задач

Программа, как способ записи алгоритма. Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Разбиение задачи на составные части. Библиотека алгоритмов

Стандартные функции. Последовательность решения задачи. Примеры типовых алгоритмов

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Сортировка данных. Сортировка вставками. Обменная сортировка

Пирамидальная сортировка. Метод полного перебора. Комбинаторные головоломки

Обработка строк. Решение уравнений компьютерными методами

Практикум. Решение задач по программированию.

Зачетное занятие

Планируемый результат: выполнение итоговой практической работы(2-3 задачи повышенного уровня сложности). Отчет.

Используемые методы обучения:

проблемное изложение, исследовательский метод,

эвристический метод с иллюстрированием и практической реализацией в среде программирования.

По окончании курса учащиеся должны:

знать:

1. правила представления данных на языке программирования;

2. правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления цикла;

3. правила записи программы;

4. содержание этапов разработки программы: алгоритмизация-кодирование-отладка-тестирование;

уметь:

1. составлять программы решения вычислительных задач;

2. программировать простой диалог;

Рабочая образовательная программа для кружков и внеурочной деятельности по информатике и программированию Основы программирования и компьютерного моделирования Задача данной образовательной программы познакомить учащихся с основами и компьютерным моделированием. Язык Си++ выбран за основу изучения так, как его синтаксис используется при , является базисом для многих других современных языков программирования В разделе рассмотрены основные методы и модели: приближенное решение уравнений, регрессии, метод наименьших квадратов, численное решение дифференциальных уравнений, клеточные автоматы, генетические алгоритмы, линейное программирование. В программе предусмотрена тема, посвященная созданию дружественного графического интерфейса GUI. В ходе освоения данной программы учащиеся реализуют мини проекты, закрепляя полученные знания самостоятельной практической работой. Мини проекты могут быть использованы в качестве основы для проектной деятельности для участия в научных конференциях учащихся. Для освоения данной образовательной программы по программированию и компьютерному моделированию необходимо углубленное изучение определённых разделов математики, физики и прочих предметов. Необходимые знания указаны в столбце “Необходимые знания”.Занятие в группах не более 10 человек. Оптимально 6-8 человек. Занятия проводятся в компьютерном классе.

Название темы

Кол-во часов

Теоретическиезнания

Практическиезадания

Необходимые математические и прочие знания

Линейные алгоритмы Переменные.

Знакомство с структурой программы на Cи . Переменные , типы данных. Вод данных и вывод на экран. Задание случайных величин.

Задачи.

1.Решение квадратного уравнения

Знакомство с логическимивыражениями. Операторами if и case .

Знакомство с циклами for , while , Вложенные циклы.

Задачи

1 Вложенный цикл. Расчет площади круга.

Знакомство с одномерными и многомерными массивами. Основные операции ввода вывода массивов. Сортировка поиск наименьшего и наибольших значений, операции с массивами.

Задачи

3.Переводдесятичного массива в бинарный и наоборот.

4.Обмен элементами между массивами (одного элемента, куска массива)

Мини проекты

7.Реализовать игруLife .

9.Моделирование поведения толпы с помощью теории клеточных автоматов

Понятие матрицы. Понятие суммы. Суммирование по нескольким индексам.

Определениесобственныхфункций и процедур. Понятие локальных переменных. Основы процедурного программирования.

Задачи

1.Передача в функцию массива. И расчет значения функции по элементам массива

Основные операторы для графики.Простейшаяанимация.

2.Построение графиков функций.

Мини проекты

3.Рисованиепо заданным параметрам различных фигур.

4 Рисование трехмерных фигур и точек на них по заданным координатам

Свойства трехмерных фигур. Координаты точек в пространстве. Уравнение прямой в пространстве и плоскости. Понятие вектора.

Функции записи и считывания данных с текстового файла.

Задачи

1.Запись и считывание с файла числового массива

Мини проекты

2.Записать показания данных с датчиков микроконтроллера, обработать их вывести статистику.

Основы среды программирование микроконтроллеров. Считывание данных с датчиков.

Знакомство с основами компьютерного моделирования. Основные компьютерные модели. Метод половинного деления. Линеаризация задач. Метод наименьших квадратов.

Задачи

1 Численное решение уравнений. Метод половинного деления

Мини проекты

2Аппроксимация. Регрессия. Метод наименьших квадратов.

3.Моделирование физических процессов.Моделирование движения в вязкой среде.

4.Моделирование физических процессов. (Тяготение, электрические, магнитные поля)

Знакомство со средой программирования микроконтроллеров Arduino .

Считывание данных с датчиков управление сервоприводами и моторами.

Мини проекты

1. Управление манипуляторами

4. Запись данных с датчиковв файлы и обработка статистики передача в Интернет

5. Обмен данными между микроконтроллерами на расстоянии. Дистанционное управление роботами.

Понятия тока, напряжения, закона Ома

Составил рабочую образовательную программу Пашнин Андрей Александрович


Ершова Светлана Викторовна
учитель информатики
I квалификационной категории
в СОШ №924
г.Москва
e-mail:

Программа кружка
«Программирование и графика»

Пояснительная записка

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

В кружках внешкольных учреждений имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы, разработанной преподавателем кружка, приблизить обучение к реалиям современной жизни.

Известно, что любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Причина кроется в особенностях человеческой психики и физиологии. В силу этих особенностей рассматриваемые изображения очень быстро анализируются, моментально ассоциируются с накапливаемыми в течении всей жизни образами и распознаются намного выше, чем при анализе информации, поступающей, например, по слуховому каналу. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рада неуклонно растет. Следовательно, требуются и средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно использовать эти средства.

Настоящая учебная программа реализует современные требования по изучению профессиональных графических пакетов. При успешном ее освоении учащиеся могут рассчитывать на работу в дизайнерских студиях средней категории.

Цели и задачи программы

Сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средства решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества путем обеспечения предпрофессиональной подготовки с ориентацией на углубленное изучение методов и приемов современного дизайна.

    формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;

    формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;

    формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;

    формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;

    формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;

    формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 16 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Тематическое планирование:

Тема занятий

Кол-во часов

Программирование

Организационное занятие. Техника безопасности

Введение в программирование. Алгоритмы

Инструменты программирования

Программные библиотеки. Машинный код

Шестнадцатеричный код. Языки программирования

Языки компилируемые и интерпретируемые

Константы. Переменные. Данные. Оператор

Оператор присваивания. Арифметические операции

Строковые переменные. Операции со строками

Вывод результатов на экран или иное устройство вывода

Ввод данных. Логические выражения и операции

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else

Практическая работа: Оператор альтернативы

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла

Практическая работа: Общий оператор цикла

Массивы. Использование циклов в массивах

Правило вложенных операторов. Схемы

Представление программ в виде схем

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы

Понятие процедуры в программировании. Понятие функции в программировании

Передача параметров. Объявление подпрограмм. Вызов процедур и функций

Программа, как способ записи алгоритма. Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Разбиение задачи на составные части. Библиотека алгоритмов

Стандартные функции. Последовательность решения задачи. Примеры типовых алгоритмов

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Сортировка данных. Сортировка вставками. Обменная сортировка

Пирамидальная сортировка. Метод полного перебора. Комбинаторные головоломки

Обработка строк. Решение уравнений компьютерными методами

Решение задач по программированию. Зачетное занятие

Графика

Элементы окна Adobe Photoshop CS. Отображение палитр. Способы открытия файлов с изображением. Изменение масштаба просмотра изображения

Изменение размеров изображения и его разрешение. Форматы сохранения изображений. Вывод изображений на печать. Предварительный просмотр

Цветовые модели, используемые в Photoshop. Работа с цветовыми моделями. Подготовка изображения к печати

Работа с индексированными цветами

Изменение цветового разрешения с помощь индексированных цветов

Преобразование изображений в различные цветовые модели. Изменение размеров изображения

Выполнение кадрирования изображений. Обрезка и выравнивание изображений. Выбор цвета

Изменение пространственного расположения изображений

Коррекция изображений. Увеличение яркости и контраста изображений

Использование гистограмм для коррекции изображений

Коррекция тонового диапазона изображений. Копия изображения. Увеличение яркости

Коррекция цвета в изображении. Коррекция тонового диапазона изображений и цвета в изображении

Выделение областей. Рисование при помощи выделений. Изменение размера выделенной области. Практическая работа: «Создание изображений с помощью инструментов выделения»

Практическая работа: «Создание изображения Андреевского флага»

Установка начала отсчета линеек. Прозрачные участки изображения. Отмена нескольких действий. Изменение положения выделения. Практическая работа: «Создание изображения светофора. Создание изображения человеческого лица»

Размытие края выделенной области. Практическая работа: «Вставка изображений облаков, созданных при помощи выделения с размытием»

Дополнительные возможности инструментов выделения. Практическая работа: «Создание флагов Германии, Норвегии, Литвы»

Изменение цвета изображения, используя выделение волшебной палочки и заливку в режиме наложения. Изменение цвета и фона изображения

Работа со слоями Основные действия. Переименование слоя. Выполнение действий. Фоновый слой. Инструменты рисования и заливки

Создание художественного текста с обводкой. Практическая работа: «Подготовить объявление о пропаже щенка»

Создание маски из текста. Применение эффектов к тексту. Увеличение размеров холста

Практическая работа: «Подготовить изображение с текстом, внутри которого находится фотография»

Практическая работа: «Подготовить плакат из исходных изображений»

Трансформации. Выравнивание здания на фотографии

Практическая работа: «Создание изображения на поверхности» «Создание отражения в зеркалах»

Практическая работа: «Построение композиций из исходных изображений». Построить отражение в воде и поместить в рамку

Фильтры. Применение фильтров к изображениям. Практическая работа: «Создать неоновую вывеску для дискотеки»

Практическая работа: «Создать вывеску для продажи мороженого. Создать афишу для циркового представления»

Практическая работа: «Создать эффект зажженной лампы. Создать выпуклые буквы»

Практическая работа: «Расставить предметы в витрине магазина»

Каналы и маски. Практическая работа: «Создать изображение замерзшей реки с использованием маски»

Практическая работа: «Поместить новых посетителей на выставку цветов»

Практическая работа: «Создание неоновой вывески. Создание плаката для автогонок»

Практическая работа: «Откорректировать фотографию. Сделать фотографию более выразительной. Убрать «красные глаза» на фотографии»

Практическая работа: «Раскрасить черно-белую фотографию, используя режимы наложения пикселей»

Практическая работа: «Изменить цвета на фотографии. Превратить фотографию в акварель»

Действия и макрокоманды. Практическая работа: «Раскрасить домик»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд «состарить» фотографию»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд создать эффект дождя»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд добавить к фотографии тень и различные рамки»

Резерв времени

Целью деятельности кружка является формирование алгоритмического и абстрактного мышления обучающихся, развитие умения самостоятельно составлять алгоритмы и реализовывать их в системах программирования и проектирования. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • изучение основ алгоритмизации и программирования на языках C++ и Python;
  • обучение навыкам работы в системах программирования Eclipse, Code::Blocks, QtCreator, IDLE Python;
  • проведение анализа эффективности найденных решений;
  • знакомство с классическими алгоритмами и их реализацией на C++ или Python;
  • обсуждение и разбор олимпиадных задач;
  • подготовка и участие в командных или индивидуальных олимпиадах по программированию

Почему мы учимся программировать на С++ ?

  • Около двух десятилетий C++ находится в тройке лидеров среди компилируемых языков программирования. Поэтому широкая востребованность специалистов С/С++ будет сохраняться еще долгое время
  • Синтаксис С/С++ является основой для многих современных и не менее популярных языков программирования, таких как Java, PHP, C#, Perl, Rust, D
  • Это компилируемый язык со статической типизацией на котором можно создавать программы любого уровня сложности.
  • С++ обладает богатой и мощной стандартной библиотекой включающей классы поддержки контейнеров, алгоритмов, строки, ввода/вывода, математики, локализации и многое другое
  • Доступность. Для С++ существует множество реализаций языка, как бесплатных (GCC), так и коммерческих (Visual C++) и для различных платформ
  • С++ активно развивающийся язык и по сей день! В 2017 году принят новый стандарт языка.
  • В С++ поддерживает множество парадигм программирования, в том числе, ООП (объектно-ориентированное). Но это не означает, что при разработке программист ограничен только одним подходом. В процессе реализации он может использовать различные стили программирования, таким образом, разработка программы превращается в творческий процесс.
  • C++ это огромная страна! Не верите? !

Расписание занятий

  • Вторник
    • Бьерн Страуструп. Язык программирования C++. Специальное издание. Пер. с англ. - Изд. Бином, 2011 г.
    • Дейтел Харви, Дейтел Пол. Как программировать на С++. Изд.: Бином-Пресс, 2008
    • Джосаттис Н.М. Стандартная библиотека C++. Справочное руководство. Вильямс, 2014
    • Дьюхерст С. C++. Священные знания. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2012.
    • Лаптев В. В. C++. Объектно-ориентированное программирование - СПб.: Питер, 2008.
    • Липпман Б. Стенли, Жози Лажойе, Барбара Э. Му. Язык программирования С++. Базовый курс. Изд. 5-е. М: ООО “И. Д. Вильямс”, 2014
    • Прата, Стивен. Язык программирования C++. Лекции и упражнения, 6-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО “И.Д. Вильяме”, 2012
    • Сиддхартха Рао. Освой самостоятельно C++ за 21 день, 7-е изд. Вильямс, 2013
    • Столяров А. В. Введение в язык С++: 3-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012.
    • Эффективное использование C++. Третье изд. 55 верных советов улучшить структуру и код ваших программ. М.: ДМК Пресс, 2006.

Программа организована в виде набора тем, посвященных отдельным конструкциям изучаемого языка. В рамках каждой темы предполагается изучение теоретического материала (лекционные занятия), и лабораторная работа (практикум), выполняя которую, учащиеся закрепляют теоретические знания на практике. Также предусмотренная система учебных проектов (индивидуальный, коллективный, творческий). Система задач и заданий для самостоятельной работы учащихся, предложенных в учебном курсе, позволяет разнообразить занятия и повысить качество знаний старшеклассников по информатике. Кроме того, предложенный материал предполагает организацию учебного процесса в системе лекционно-семинарских занятий, что позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76

Рассмотрено

на заседании

МО физико-математического цикла

протокол № 1

от_________

Согласовано

с заместителем

директора по ВР

педсоветом

протокол № ___ от ___________

Утверждаю:

Директор

МБОУ СОШ № 76

Проценко С.И.

Рабочая программа

и календарно-тематическое планирование

кружка «Программист»

Учитель: Прилука Т.И.

Класс: 7-11

на 2013 – 2014 уч. год

п. Гигант

Введение.

Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, но и умение самостоятельно приобретать недостающие и применять их в жизни. Одним из основных источников информации в современном мире становится компьютер, умение работать с которым является, таким образом, важным условием развития человека и его успешности.

В школе изучение информатики переносится в более ранние классы, пересматривается содержание предмета, многие разделы расширяются, углубляются, появляются новые. Однако темпы развития информатизации общества обгоняют учебные планы, школьную программу. В основной школе на эти темы отводится недостаточно времени, нет возможности организовать индивидуальную работу.

Для учащихся, углубленно изучающих курс информатики, актуальным является овладение навыками алгоритмического мышления, знание различных языков программирования, умение их сравнивать, сопоставлять, анализировать. Кроме того, они должны уметь применять языки программирования для решения конкретных прикладных задач, выбирать оптимальные способы и программные средства для достижения поставленных целей.

Программирование - стержень профильного курса информатики. Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т. д.), которые носят общеинтеллектуальный характер и формование которых - одна из основных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Изучая программирование, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Пояснительная записка

Программирование - стержень профильного курса информатики. Изучая программирование, учащиеся приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Настоящая программа кружка содержит общую структуру занятий по изучению наиболее популярного и перспективного языка программирования - C++. Круг рассматриваемых в программе тем ограничен описанием структурных возможностей языка и представляет начальный этап обучения, который является принципиально важным для формирования культуры программирования.

Предложенная программа для целесообразно использования на занятиях в рамках элективного курса, при организации индивидуальной работы с учащимися, интересующимися программированием. Программа ориентирована на изучение основных, базовых конструкций C++ и обретение первичных навыков алгоритмизации и программирования. В силу своей специфики данный курс ни в коем случае не может претендовать на полноту изложения всех основ этого языка. В курсе изучения программы содержится описание лишь его основных структурных возможностей; вопросы объектно-ориентированной разработки/программирования и использования визуальных средств C++ Builder для создания оконных приложений Windows не затрагиваются.

Организация занятий в рамках программы кружка предполагает знание учащимися основ информатики в объеме базового уровня школьной программы, а также небольшой опыт работы с персональным компьютером в операционной системе Windows.

Программа ориентировано на использование учащимися программного пакета Borland C++ Builder 6.0 и в качестве введения содержит описание полного цикла создания консольного приложения с использованием этой системы. В то же время представленный в программе материал может быть легко адаптирован для использования вместе с другими компиляторами и системами разработки.

Программа организована в виде набора тем, посвященных отдельным конструкциям изучаемого языка. В рамках каждой темы предполагается изучение теоретического материала (лекционные занятия), и лабораторная работа (практикум), выполняя которую, учащиеся закрепляют теоретические знания на практике. Также предусмотренная система учебных проектов (индивидуальный, коллективный, творческий). Система задач и заданий для самостоятельной работы учащихся, предложенных в учебном курсе, позволяет разнообразить занятия и повысить качество знаний старшеклассников по информатике. Кроме того, предложенный материал предполагает организацию учебного процесса в системе лекционно-семинарских занятий, что позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях.

Кружок « Программист » будет проводиться по расписанию: вторник с 16.30 до - 18.00

Основные цели и задачи курса:

Цели:

  • реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
  • раскрыть основные возможности, приемы и методы работы с языком программирования;
  • развивать у учащихся информационную культуру;
  • создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
  • освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить учащихся создавать программы на языке программирования С++ использую основные алгоритмические структуры.
  • Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
  • Развитие мотивации к сбору информации.
  • Научить учащихся грамотному использованию Интернет-ресурсов.

Воспитательные:

  • Формирование потребности в саморазвитии.
  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Развитие культуры общения.

Развивающие :

  • Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  • Развитие чувства прекрасного.

Задачи :

  • формирование практических навыков работы на компьютере;
  • формирование практических навыков работы в среде программирования;
  • формирование умения планировать свою деятельность.

Формы занятий:

  • лекция;
  • практическое занятие;
  • работа в парах;
  • работа малыми группами;
  • презентации;
  • работа с электронными карточками;
  • игра;
  • учебный проект.

Формы контроля:

  • тестирование;
  • практические задания;
  • защита проекта.

Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

Календарно - тематическое планирование

№ темы

№ занятия

Название темы, занятия

Дата

Знакомство с учебным курсом.

Вводный инструктаж по ТБ.

3.09

Цели и задачи программы кружка. Основное содержание.

3.09

Введение в программирование.

Знакомство с языками программирования

10.09

Элементы языка. Программа, структура программы.

10.09

C++ Builder и консольные приложения

История возникновения языка программирования С++.

17.09

Создание консольного приложения в С++Builder.

17.09

Компиляция, компоновка и запуск программы.

24.09

Общая структура программы на языке C++. Использование библиотек.

24.09

Объявление и инициализация переменных. Стандартные типы данных

1.10

Операции ввода- вывода. Арифметические операции

Консольный ввод-вывод.

1.10

Консольный ввод-вывод. Практика.

8.10

Потоковый ввод-вывод.

8.10

Потоковый ввод-вывод. Практика.

15.10

Арифметические операции и математические функции

15.10

22.10

Работа над ИУП «Операции ввода- вывода. Арифметические операции»

22.10

Защита ИУП «Операции ввода- вывода. Арифметические операции»

29.10

Оператор условия if- eise

Назначение и синтаксис оператора условия if- else..

29.10

Сокращенные варианты записи.

5.11

Оператор условия if- else. Практика.

5.11

Вложенные операторы условия.

12.11

Вложенные операторы условия. Практика.

12.11

Составные логические выражения.

19.11

Составные логические выражения. Практика.

19.11

Типичные ошибки программирования.

26.11

Работа над КУП «Оператор условия if- else»

26.11

Защита КУП«Оператор условия if- else»

3.12

Оператор цикла for

Назначение и синтаксис оператора цикла for.

3.12

Сокращенные варианты записи.

10.12

10.12

Оператор цикла for. Практика.

17.12

Вложенные операторы цикла.

17.12

Вложенные операторы цикла. Практика.

24.12

Типичные ошибки программирования.

24.12

7.01

Работа над ИУП «Оператор цикла for»

7.01

Защита ИУП «Оператор цикла for»

14.01

Массивы I. Поэлементные операции

Понятие о массиве.

14.01

Одномерные (линейные) массивы.

21.01

Одномерные (линейные) массивы. Практика.

21.01

Многомерные массивы.

28.01

Многомерные массивы. Практика.

28.01

Типизированные константы.

4.02

Инициализация элементов массива.

4.02

Инициализация элементов массива. Практика.

11.02

Типичные ошибки программирования.

11.02

18.02

Работа над КУП «Массивы I. Поэлементные операции»

18.02

Защита КУП«Массивы I. Поэлементные операции»

25.02

Массивы II. Алгоритмы поиска и сортировки

Линейный поиск по условию.

25.02

Линейный поиск по условию. Практика.

4.03

Поиск максимального (минимального) элемента.

4.03

Поиск максимального (минимального) элемента. Практика.

11.03

Сортировка методом «прямого выбора».

11.03

Сортировка методом «прямого выбора». Практика.

18.03

Сортировка методом «пузырька».

18.03

Сортировка методом «пузырька». Практика.

25.03

Типичные ошибки программирования.

25.03

1.04

Работа над ИУП «Алгоритмы поиска и сортировки»

1.04

Защита ИУП «Алгоритмы поиска и сортировки»

8.04

Функции

Определение функции.

8.04

Вызов функции.

15.04

Вызов функции. Практика.

15.04

Формальные и фактические параметры.

22.04

Формальные и фактические параметры. Практика.

22.04

Прототипы функций

29.04

Прототипы функций. Практика.

29.04

Типичные ошибки программирования.

6.05

Работа над КУП «Функции»

6.05

Работа над КУП «Функции»

13.05

Защита КУП «Функции»

13.05

Итоговое обобщение.

Язык С++, краткий обзор.

20.05

Работа над ИТП «Язык С++»

20.05

Работа над ИТП «Язык С++»

27.05

Защита ИТП «Язык С++»

27.05

Тема I. C++Builder и консольные приложения

Программа, язык программирования. Создание консольного приложения в C++ Builder. Компиляция, компоновка и запуск программы. Общая структура программы на языке C++. Использование библиотек. Объявления и инициализация переменных. Стандартные типы данных

Учащиеся должны

знать :

Структуру программы;

Назначение и возможности системы программирования С++.

уметь :

Компилировать, компоновать и запускать программу.

Тема II. Операции ввода-вывода. Арифметические операции

Консольный ввод-вывод. Потоковый ввод-вывод. Арифметические операции и математические функции

Учащиеся должны

знать :

Правила организации консольного ввода-вывода;

Правила организации потокового ввода-вывода;

Правила применения арифметических операции в С++.

уметь :

Осуществлять консольный ввод-вывод;

Осуществлять потоковый ввод-вывод;

Использовать различные режимы ввода-вывода;

Применять различные варианты записи арифметических операций;

Удалять, перемещать и копировать элементы программы;

Управлять программой вручную;

Сохранять исходный файл программ на диске, считывать с диска.

Тема III. Оператор условия if-else

Назначение и синтаксис. Сокращенные варианты записи. Вложенные операторы условия. Составные логические выражения .

Учащиеся должны

знать :

Сущность оператора условия if-else;

Синтаксис оператора условия if-else;

Правила составления логических выражений.

уметь:

Применять оператора условия if-else в различных вариантах записи.

Тема IV. Оператор цикла for

Назначение и синтаксис. Сокращенные варианты записи. Вложенные операторы цикла.

Учащиеся должны

знать:

Сущность оператора цикла for;

Синтаксис оператора цикла for;

Правила записи и работы с вложенными циклами.

уметь:

Применять оператор цикла for;

Составлять вложенные циклические структуры.

Тема V. Массивы I. Поэлементные операции

Одномерные (линейные) массивы. Многомерные массивы. Типизированные константа. Инициализация элементов массива.

Учащиеся должны

знать:

Назначение типизированных констант;

Правила использования типизированных констант;

Правила организации работы одномерного массива.

уметь:

Производить инициализацию элементов одномерного массива.

Тема VI. Массивы II. Алгоритмы поиска и сортировки

Линейный поиск по условию. Поиск максимального (минимального) элемента. Сортировка методом «прямого выбора». Сортировка методом «пузырька»

Учащиеся должны

знать:

Сущность сортировки методом «прямого выбора»;

Сущность сортировки методом «пузырька»;

Правила линейного поиска по условию.

Учащиеся должны

уметь:

Осуществлять поиск минимального элемента;

Осуществлять поиск максимального элемента;

Осуществлять сортировку различными методами.

Тема VII. Функции

Определение функции. Вызов функции. Формальные и фактические параметры. Прототипы функций

Учащиеся должны

знать :

Назначение функции;

Правила вызова функции;

Назначение формальных параметров;

Назначение фактических параметров.

уметь :

Вызывать функции;

Применять формальные и фактические параметры;

Работать с прототипами функций.

Литература:

  1. Intel «Обучение для будущего».- М., 2004.
  2. Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2006.
  3. Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
  4. Симонович С.В. Практическая информатика.-М.2000.
  5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2002.
  6. Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2005.
  7. С.В.Феськов Информатика.10-11 классы. Программирование на языке С++(материалы к занятиям)/Волгоград:Учитель, 2009. – 133 с.
  8. http://ipg.h1.ru/lessons/cpp/les01.html
  9. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/ff380143.aspx
  10. Холзнер С. Visual C++ 6: учебный курс - СПб: Питер,2001. - 576 с. : ил.
  11. Тихомиров Ю. Visual C++ 6 - Спб.:БХВ - Санкт-Петербург, 1998. - 496 с. : ил.
  12. Дейтел Х., Дейтел П. Как программировать на С++: Пер. с англ. - М,: Издательство БИНОМ, 1998 - 1024 с.: ил.
  13. Шилдт, Герберт. Полный справочник по С, 4-е издание. : Пер. с англ. - М,: Издательский дом "Вильямс", 2002. - 704 с. : ил. - Парал.т ит. англ.
  14. Шилдт, Герберт. Самоучитель С++, 3-е издание: пер. с англ. - СПб.: BVH - Санкт-Петербург, 1998.-688 с.
  15. Павловская Т.А. С/C++. Программирование на языке высокого уровня. / Т.А. Павловская. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.: ил.
  16. Культин Н.Б. C/C++ в задачах и примерах. - СПб.:БХВ-Петербург, 2001. - 288 с.: ил.
  17. Березин Б.И., Березин С.Б. Начальный курс С и С++. - М,: ДИАЛОГ_МИФИ, 1996. - 288 с.
  18. Подбельский В.В., Фомин С.С. Программирование на языке Си: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 600 с.: ил.
  19. Франка П. С++: учебный курс. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.: ил.
  20. Дэвис Стефан Р. С++ для "чайников", 4-е издание.: Перев. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2001. - 336 с.: ил.
  21. Джонс Р., Стюарт Я. Программируем на Си/Пер. с англ. и предисл. М.Л. Сальникова, Ю.В. Сальниковой. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1994. - 236 с.: ил.
  22. Скляров В.А. Программирование на языках Си и Си++: Практ. пособие. - М.: Высш. шк., 1996. -240 с.: ил.
  23. Пашенков В.В. Язык программирования Си. - М.: Центр НТТМ "Алгоритм", 1990. - 76 с.
  24. УинерР Р. Язык Турбо Си: Пер. с англ. -М.: Мир, 1991. - 384 с.: ил.
  25. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике.-М.: Финансы и статистика, 1991.-543 с.
  26. Киммел П. и др. Borland C++ 5: пер. с англ. - Санкт-Петербург, 1997.- 976 с., ил.

В продолжение темы:
Программы

Приветствую! Хоть и компакт диски уже не в моде, ведь их интенсивно вытисняют флеш-накопители, все же я решил написать сегодня статью о том, как скопировать весь DVD/CD-диск...